Анализируя статистические данные о воспитанниках, посещающих МДОУ «ЦРР «Дюймовочка»-детский сад №28», выявлена тенденция ежегодного увеличения количества детей нуждающихся в психологической помощи c нарушениями в эмоционально-личностной сфере.
В анализе исследовании использовались диагностические методики:
Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной и гармоничной. Почти в каждой группе детского сада встречаются дети с определенной степенью тревожности, агрессивности, гиперактивности. На начало учебного года при обследовании 125 детей в возрасте 5-6 лет в результате была сформирована группа с нарушениями в эмоциональной - сфере 30 человек.
По результатам данного мониторинга, мы пришли к выводу, что наиболее распространенными нарушениями эмоционально-волевой сфере дошкольников являются:
Все попытки классификаций нарушений поведения носят условный характер, так как поведение дошкольника чаще всего сочетает в себе черты нескольких поведенческих нарушений. Тем не менее, мы выделили три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоционально-личностной сфере:
Ключевая проблема, выявленная нами, заключается в повышенном беспокойстве увеличением эмоционально-нестабильных, тревожных и неуверенных детей дошкольного возраста.
Эмоциональная сфера старших дошкольников характеризуется неустойчивостью и динамичностью, но основной особенностью ее является появление отрицательных эмоциональных состояний: тревожности, повышенной эмоциональной напряженности ребенка, которые приводят к снижению активности и устойчивости поведения, деструктивному поведению в форме агрессивности, формированию чувства страха, тревоги, агрессии, которые впоследствии могут формировать неблагоприятные варианты развития личности.